Если вы чувствуете, что в рамках обычного формата пейзаж будет казаться неполным, почему бы не представить его в виде панорамы? О том, как правильно сделать снимки для последующей склейки панорамы, рассказывает Гай Эдвардс.

В прежние времена съемка панорам была уделом лишь избранных фотографов, которые могли себе позволить специализированные дорогие камеры. Но времена меняются, и сейчас эффектные панорамы можно „склеивать“ на компьютере, а исходный материал можно получить с любой цифровой камеры.

Работу панорамного формата можно сделать и проще — путем кадрирования единственного снимка до нужного соотношения сторон. Но для этого вам понадобится широкоугольный объектив, у которого, впрочем, тоже есть свои пределы, да и что делать с характерными для него искажениями? К тому же при склейке нескольких кадров получается изображение существенно более высокого разрешения — его и печатать можно на куда более крупном формате. Подобные работы выглядят намного эффектнее снимков обычного размера.

Предметом панорамной съемки могут быть различные сюжеты и виды, но пейзажи от такого подхода выигрывают больше всего. Секрет притягательности панорам заключается в том, что расширение угла обзора на снимке обеспечивает поле зрения, приближенное к человеческому — "собранному" мозгом из двух "картинок", которые мы видим левым и правым глазом.

Это изображение было составлено из трех кадров с помощью Adobe Photomerge.
Фотоаппарат: Canon A610;
все кадры сняты с одинаковыми параметрами экспозиции на фокусном расстоянии 22 мм;

Получить достойно выглядящий панорамный снимок не так уж сложно, особенно если следовать нашим советам. Серию снимков желательно делать при неизменяемых условиях освещения, так что работать придется быстро. Солнечный свет наиболее приятен в утренние часы или на исходе дня — постарайтесь выбраться на место съемки именно в это время. Возьмите с собой штатив, позаботьтесь о том, чтобы он стоял ровно и устойчиво, — время и силы, потраченные на эти приготовления, сторицей окупятся в будущем при склейке изображений.

Во избежание широкоугольных искажений снимайте с объективом, фокусное расстояние которого составляет не менее 35 мм. Лучше, если ориентация кадров будет вертикальной, — вам удастся захватить чуть больше дополнительного пространства снизу и сверху, которое не жалко будет откадрировать при склеивании. Качество записываемых файлов, разумеется, следует выставить максимальное.

Панорама должна быть равномерно интересной зрителю. Не стоит включать в композицию области с глубокими тенями. Старайтесь также избегать попадания в кадр движущихся объектов — это может значительно усложнить склейку или даже сделать ее невозможной.

Ну а теперь пора приступать к практической части, предварительно ознакомившись еще с несколькими советами, но уже исключительно технического плана.

 Что потребуется для качественной съемки панорамы из нескольких кадров?

Снять всю серию для панорамы можно и с рук, однако если воспользоваться штативом, то качество результатов будет выше и вы сэкономите массу времени при последующей компьютерной обработке. Вообще, для наших целей подойдет любой хороший штатив, но установить его будет значительно проще, если он оснащен уровнем. Штативная головка должна вращаться плавно и обеспечивать точное позиционирование — и с 3D-головками, и с шаровыми вы наверняка сможете управиться с панорамной съемкой без проблем.

Если вы действительно часто снимаете панорамы, то, вероятно, имеет смысл приобрести головку с поворотным механизмом на базе червячного редуктора, например Manfrotto Junior Geared Head 410. Также не помешает иметь дополнительный уровень типа Hama Double-Bubble, который крепится в горячем башмаке камеры, как показано у нас на снимке, — если встроенный уровень по каким-то причинам отсутствует на штативе, он может оказаться очень кстати.

Когда съемка ведется относительно широкоугольным объективом и в кадр попадают объекты переднего плана, при сборке панорамы они могут категорически „отказаться“ корректно совмещаться. Причина в том, что в идеале при съемке панорамы камеру нужно вращать не вокруг точки, расположенной у нее на корпусе, а вокруг нодальной точки объектива — точки, в которой происходит пересечение лучей света внутри объектива. Существуют специальные панорамные головки, которые призваны помочь фотографу справиться с этой задачей, но имейте в виду, что они на редкость тяжелые, громоздко-неуклюжие и довольно дорогие.

Наконец, подумайте над приобретением спускового тросика или пульта дистанционного управления — если вы снимаете на длинных выдержках, они помогут сократить колебания камеры и повысить четкость кадров.

Готовимся к съемке панорамы

1. Построение композиции
При съемке панорам опираться на правило золотого сечения не стоит. Наоборот, самыми удачными панорамами считаются те, где линия горизонта делит пространство кадра строго пополам или где главный объект композиции располагается строго по центру.

2. Выравнивание
Установите штатив, обеспечьте его устойчивость и займитесь выравниванием, ориентируясь по индикаторам уровня. Затем аккуратно закрепите камеру на штативной головке и опять проведите выравнивание, на сей раз ориентируясь по уровню в горячем башмаке.

3. Корректировка композиции
Подберите такой объектив, чтобы им можно было снять панораму, не наклоняя головку штатива. От использования широкоугольной оптики лучше отказаться. Если у вас зумобъектив, установите угол обзора чуть шире, чем необходимо, чтобы захватить дополнительное пространство сверху и снизу. Как показывает опыт, лучше всего для съемки панорам подходят портретные объективы с фокусным расстоянием 50 мм.

4. Замер и экспозиция
Переведите камеру в ручной режим и сделайте замер по самой яркой области панорамы, предварительно выставив диафрагму, обеспечивающую достаточную глубину резкости, к примеру, f/16. Используйте любой тип замера, с которым вам удобнее всего работать, главное — избежать переэкспонирования. Съемку можно вести в RAW или в JPEG с максимальным качеством, а баланс белого стоит установить вручную (автоматический режим обычно не подходит). Светочувствительность лучше выставить небольшую — до 100 ISO.

5. Фокусировка
Если в кадр попадают элементы, расположенные на переднем плане, подберите такую точку фокусировки, которая обеспечит достаточную глубину резкости кадра при заданной диафрагме (как правило, эта точка находится на одной трети глубины сцены от камеры). В остальных случаях можно просто сфокусироваться на основном объекте. Используйте ручную фокусировку или воспользуйтесь блокировкой автофокуса.

6. Пробный заход
Прежде чем снимать „боевую“ серию, поверните камеру слева направо по всему ходу съемки панорамы, внимательно изучая обстановку в видоискателе. Обратите внимание на то, сколько получается кадров с учетом перехлеста на 30–50% и проследите, чтобы уровень горизонта в кадре не менялся.

7. Съемка
Теперь вы готовы к съемке. Чтобы случайно не сбить положение камеры или штатива и не вызывать дополнительных колебаний, при работе лучше пользоваться спусковым тросиком. Если у вашего аппарата есть функция блокировки зеркала, ее также следует задействовать. Тем, у кого нет ни тросика, ни возможности блокировки зеркала, мы рекомендуем снимать в режиме автоспуска (если освещение достаточно стабильное). Поворачивайте камеру таким образом, чтобы обеспечить перехлест кадров на 30–50%

Источник: http://www.digital-photo.ru


Рейтинг материала:  УжасноПлохоНормальноХорошоЗамечательно (7 голосов: 4,86 из 5)
Загрузка...

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Стандартный комментарий

Один комментарий : “Пейзажи в панорамном исполнении”

  1. ирина says:

    Очень полезная и серьезная статья!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

код Обновить изображение

Комментарий Вконтакте
Комментарий FaceBook